Цель: учить различать эмоциональное состояние и определять его в художественной литературе;
Задачи:
— учить выражать эмоциональное состояние с помощью цвета;
— познакомить детей с явлением изменчивости эмоционального состояния;
— формировать умение изображать эмоции с помощью пиктограмм.
Ход занятия:
— Ребята, садитесь в круг, возьмите друг друга за руки, улыбнитесь друг другу.
— Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей).
— Вы хотите отправиться в путешествие?
— Тогда обязательно берите с собой своё хорошее настроение, закрывайте глаза и помогайте мне произносить волшебное заклинание: «Сим-салабим, са-са-са, су-су-су, оказались мы в лесу».
— Посмотрите, где мы с вами очутились, лес не простой, он волшебный.
— Слышите, нас кто-то завёт на помощь? Кажется это вон с той избушки на курьих ножках. Пойдёмте, посмотрим кто там. Вот в чём дело: в этой избушке живут злые сказочные герои и они спрятали в своей избушке добрых сказочных героев, чтобы вы их больше никогда не встретили. (Воспитатель показывает картинку с изображением сказочного героя. Дети его вспоминают, называют из какой он сказки, решают добрый или злой и рассуждают почему. Подвести к пониманию того, что добро всегда побеждает зло).
— Теперь мы можем гулять по лесу и не бояться злых героев. Ребята, вы сами когда-нибудь злились?
— Что вы чувствуете, когда злитесь?
— В какой части тела вы чувствуете злость?
— На что похоже это чувство?
— Как ещё можно назвать злость? (раздражение, гнев, ярость).
— В волшебном лесу есть волшебные карандаши. Возьмите их и нарисуйте свой гнев. Какого он цвета? На что похож?
— Вы хотите от него избавиться? Давайте выбросим свой гнев и свою злость в мусорную корзину (дети сминают свои рисунки и выбрасывают их).
— Ребята, хотите я расскажу вам историю про Грозного Боровика?
Шёл король Боровик
Через лес напрямик,
Грозно грозил кулаком,
Топал громко каблуком.
— Почему он это делал?
— Какое при этом у него было лицо? (моделирование пиктограммы на фланелеграфе).
— Ребята, а как можно улучшить настроение Боровика?
— Предположим, он был голоден. Мы накормили его вкусным обедом. Настроение у него изменилось? Какой он стал? Что появилось у него на лице? (моделирование противоположной эмоции).
— Подобрел Боровик и отправился домой. Пора и нам возвращаться. Закрывайте глаза… Расслабьте руки и ноги… Теперь со всей силой крепко сожмите кулачки… И снова расслабьте. Сделайте вдох-выдох…, я досчитаю до трёх, вы откроете глаза и снова окажитесь в группе.
— Какими вы вернулись из путешествия в волшебный лес?
«Собери эмоцию»
Цель: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.
Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка).